13 сентября в Чебоксарах Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева и Глава Чувашии Михаил Игнатьев приняли участие в пленарном заседании III Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России», которое прошло в Чувашском государственном академическом театре имени К.В. Иванова.
В состав президиума III Всероссийского съезда учителей сельских школ вошли председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию Вячеслав Никонов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию Алена Аршинова, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Съезд сельских учителей прошёл под темой «Учитель сельской школы в векторе развития России». Форум собрал более 500 педагогов и руководителей учебных заведений со всей страны. В работе съезда принял участие директор Аликовской школы Волков Владислав Константинович. Он руководил работой Дискуссионная площадка № 1, обсуждавшей тему «Сельская школа – центр социокультурной жизни села. Какой она должна быть?». Волков Владислав Константинович - лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2000», Лауреат Государственной премии, Глава Аликовского района Чувашской Республики - председатель Собрания депутатов Аликовского района. Съезд, проведя работу на 6 дискуссионных площадках, стал действенным каналом обратной связи между сельской школой с её специфическими чертами, проблемами и государственными органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня.
В России самое большое количество школ – в сельской местности, и учитель там не просто учитель. Это человек, который работает в социокультурном центре села. И поэтому там есть свои особенности, свои сложности, свои радости и свои трудности.
И сегодня мы собрались на съезд уже третий раз для того, чтобы поговорить о тех проблемах, которые сегодня существуют в сельской школе, о тех проблемах, которые требуют решения, о тех позитивных вещах, которые есть, – то есть о жизни школы в сельской местности.
Приветствуя участников Съезда, О.Ю. Васильева отметила особую роль образовательных организаций в сельской местности: «Сельская школа занимается не только воспитанием и обучением детей, но и является системообразующим центром всего села», – подчеркнула Министр.
Далее в своем выступлении глава ведомства затронула наиболее актуальные вопросы, волновавшие учителей. Так, О.Ю. Васильева обратила внимание на необходимость оперативной выработки единого базового стандарта образования, особенно для начальных классов. Она подчеркнула, что забота о начальной школе является сейчас первоочередной: «Самое важное сейчас – содержательное наполнение программ в начальной школе. Четыреста учебников в начальных классах – недопустимо».
Относительно малокомплектных школ Министр успокоила сельских педагогов, заявив, что в регионах они будут сохранены. Также она обратила внимание на необходимость продолжения работы по развитию инфраструктуры и строительству сельских школ. Так, до конца этого года в разных регионах нашей страны будет построено 12 школ в сельских поселениях на 6890 ученических мест.
Участию сельского учителя в воспитании молодого поколения, профессиональному развитию и условиям труда преподавателя глава Минобрнауки России уделила особое внимание: «Вам отведена главная роль в воспитании и обучении детей в сельской местности. Вам должны быть созданы оптимальные условия работы. Мы будем делать все возможное, чтобы эти условия улучшались».
О.Ю. Васильева заявила, что нужно поддерживать социальный статус педагога, в частности, социальные гарантии и льготы для учителей будут сохранены. Более того, продолжают действовать специализированные программы поддержки сельских учителей, например, по словам главы ведомства, «компенсацию расходов учителя на коммунальные услуги должны выполнять все регионы страны».
Говоря о развитии электронных образовательных ресурсов и интерактивных возможностях обучения, в том числе в сельских школах, Министр рассказала о работе ресурсных центров, портала «Российская электронная школа».
О.Ю. Васильева также отметила профессионализм сельских учителей. Например, на Всероссийском конкурсе «Учитель года» в 2011-2015 гг. в заключительных этапах принимали участие 82 сельских учителя, что составляет 20% от общего числа участников, а абсолютные победители конкурса 2011 и 2013 года – педагоги сельских школ.
«Сельская школа дает и должна давать такое же качественное образование, как и городская», – подчеркнула О.Ю. Васильева.